Ядерная программа Ирана давно тревожила мировое сообщество, которому не хотелось, чтобы это государство, управляемое мусульманским духовенством, обладало оружием массового уничтожения. Особенно это обстоятельство тревожило Израиль, у которого с Ираном многолетние враждебные отношения. Израиль даже призывал Вашингтон разбомбить ядерные объекты и вообще военную инфраструктуру Ирана. США и Западная Европа, конечно же, не верили в то, что ядерные исследования, проводимые в Иране, носят исключительно мирный характер и направлены лишь на укрепление энергетики этой страны. А Иран утверждает, что иметь оружие массового уничтожения исламскому государству запрещают и законы шариата. Прямой военный конфликт с Тегераном мог бы принести Вашингтону гораздо больше проблем, чем война с Ираком. Иран – значительно более мощная страна, можно сказать – это великая страна, которая может совместить Коран и современную естественно-техническую науку, которая может позволить себе жить так, как она считает нужным, не подчиняясь диктату Америки. В том числе – проводить любые исследования, какие по силам этой стране и какие ей необходимы для дальнейшего развития экономики.
И вот недавно посредники по урегулированию иранской ядерной проблемы – Россия, Китай, США, Франция, Великобритания, Германия во время встречи в Вене достигли договоренности по проекту резолюции в отношении Ирана, устраивающей всех членов группы. Ирану сможет заниматься разработками мирного атома, но Тегерану придется делать это под тщательным присмотром международных наблюдателей. При этом Ирану необходимо сократить объемы работ по обогащению урана. Тегеран согласился с этими условиями в обмен на отмену экономических санкций. Мировое сообщество посчитало, что эти жесткие меры как раз и не позволят Ирану обзавестись собственной ядерной бомбой. Данное решение Барак Обама назвал «лучшим выбором». Действительно, мир в любом случае лучше войны. Но даже такое решение «шестерки» посредников не понравилось Израилю, который считает, что нельзя разрешать Ирану проводить даже какие-то ядерные работы. Кроме того, Израиль выступает также против снятия международных санкций с этой страны, пока Тегеран официально не признает еврейское государство.
Значительную роль в переговорах сыграла Россия, у которой достаточно тесные экономические связи с Ираном. И наша страна стремится проявлять дипломатическую активность при урегулировании проблемы, которая уже перерастала в международный конфликт. Но Россия находится в сложном положении. Снятие экономических санкций с Ирана, возможно, снизит мировые цены на нефть, которая и так уже сильно подешевела. Это может отрицательно сказаться на экономике России. Но геополитика бывает важнее экономической выгоды…
Камиль Тангалычев