На прошлой неделе на базе Мордовского музея изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи прошел круглый стол на тему «Татарское село: национальная самобытность и реальность». Он был организован по инициативе Исламского культурного центра при поддержке Администрации Главы РМ, министерства по национальной политике РМ, Министерства образования РМ, РНКАТ РМ «Якташлар». В нем участвовали главы и заместители глав татарских сельских поселений, директора и завучи татарских школ, учителя татарского языка и литературы, представители татарской общественности. Все мы родом из деревни, из села. Даже если выросли в городе, но наши предки – бабушки-дедушки, прабабушки-прадедушки – росли в татарских селах, в которых разговаривали только на родном татарском языке, соблюдали знакомые с давних времен, как сейчас называем, традиционные религиозные обряды и обычаи, готовили любимые национальные кушанья. Конечно, время меняет облик и внутреннюю жизнь села. В большинстве сел нет уже такого многолюдья, как раньше, меньше стало учеников в школах, некоторые национальные школы вовсе  закрыты. Если в татарских селах в Темниковском, Ельниковском, Атюрьевском и других «дальних» районах еще выгоняют личный скот в стадо, то, например, в селе Пензятка Лямбирского района коров в частных подворьях – единицы, поэтому «выстраивается» очередь сельчан за деревенским молоком.
Нельзя не согласиться с утверждением Надии Низаметдиновны Азисовой, председателем правления Региональной национально-культурной автономии татар РМ «Якташлар», что татарское село переживает не самые лучшие времена. И все сельские проблемы республики относятся и к татарской деревне. Азисова привела данные социологического исследования татарских сел. К сожалению, больные общественные темы все больше сказываются на сельчанах. То есть – безработица, алкоголь, курительные смеси ударили и по татарским селам.   
- Досуг сельской молодежи ограничен, - говорила Надия Азисова. – Не хватает инициативных, деятельных людей. По итогам социологических исследований приходится говорить, что большая часть населения у нас пассивна, и активистам всегда приходится биться в одиночку. А чтобы решить многочисленные проблемы, нужно действовать сообща.  Мое предложение – инициировать работу структур муфтиятов, чтобы выходили для обсуждений на площадки школ и вузов.  
Министр по национальной политике РМ Анатолий Михайлович Чушкин напомнил, как появились татарские села на территории Мордовии, и подчеркнул, что татары, как служивые люди, наравне с русскими и мордвой защищали интересы Российского государства.
- Наше историческое прошлое богато, - сказал он. – История – тот мощный инструмент, который мы должны включать в свою работу. Стоит вспомнить слова Президента нашей страны, который сказал, что наша сила – в нашем многообразии. Историческое прошлое и наша многоплановая культура – основа современной безопасности. К сожалению, на сельские поселения накатывают духовные угрозы. И нам важно найти пути решения возникающих проблем.
И все же одной из главных проблем, наряду с другими, остается проблема сохранения духовности татарских сел. Ведь народ и религия неотделимы. Важно не допустить радикальные течения ислама в умы подрастающего поколения, сохранить приверженность нашим традиционным религиозным обрядам, которые, как сказал  муфтий Центрального духовного управления мусульман РМ Фагим-хазрат Шафиев, находятся под угрозой. Он уверен:
- Нельзя оставаться равнодушными в этом вопросе. Особенно это касается представителей духовенства. Да и от каждого из нас зависит многое. К сожалению, татарские села подвергаются религиозным направлениям извне. И нам надо приложить все усилия, чтобы противостоять нетрадиционным течениям, защищать и сохранять те ценности, которые нам оставили наши предки. Защитить подрастающее поколение, чтобы оно не пошло по пути экстремизма, не примкнуло к крайним течениям, которые представляют псевдоислам. Наша религия основывалась всегда на добре и мире, на добрососедских отношениях, на понимании других людей. Проблем по исламскому фактору достаточно, но они решаемы. И все же нам нужна поддержка и понимание со стороны глав сельских поселений, директоров школ, нужна четкая позиция  государственной власти.
Формат круглого стола давал возможность каждому участнику высказаться о волнующих проблемах. Выступающие, в том числе предприниматель Шамиль Закариевич Бикмаев, глава Белозерьевской сельской администрации Ромодановского района Гафур Галявович Абдрашитов,  были единодушны в том, что именно татарское село, несмотря ни на что,  продолжает сохранять самые лучшие наши обычаи, оттуда мы черпаем нашу культуру, нашу духовность. И в этом помогают школы и мечети как образовательные и духовные центры сельской жизни.  Во многих татарских селах есть свои фольклорные ансамбли, а в некоторых, как, например, в селе Большая Поляна Кадошкинского района, есть и свой гимн «Туган авылым», который сочинил еще в 1910 году сын Гафура бая Абдулазиз Кильдеев. Об этом факте, а также о традициях, жилище, одежде своих односельчан рассказала Зейнаб Хусяиновна Кильдеева, учитель татарского языка и литературы Большеполянской средней общеобразовательной школы Кадошкинского района.
Рассказывая о своем селе Акчееве Ельниковского района, учитель татарского языка и литературы Акчеевской школы Гульнара Халимовна Шехмаметьева отметила с сожалением, что стала острой проблема сохранения села:
- А ведь когда-то работало крепкое, сильное хозяйство, а из-за отсутствия работы и достойной оплаты молодежь уезжает.  У нас есть мечеть, построенная на пожертвования сельчан. Это наш духовный центр. В нашем селе мы стремимся сохранить самобытность родной татарской культуры, ее целостность. Мы хотим сохранения нашей школы как образовательного татарского центра.  Все понимают, что закроется школа – село опустеет быстрее.
Школа – это центр культурной жизни села, центр приобщения сельских жителей к культуре и традициям родного народа. Именно об этом говорила и Чачак Сафиевна Бикмурзина, заместитель директора по воспитательной работе Татарско-Пишленской средней общеобразовательной школы Рузаевского района.  
Директор Аксеновской средней общеобразовательной школы Альфия Ибрагимовна Бедреддинова говорила об этнокультурных традициях как источнике духовно-нравственного воспитания учеников.
Подводя итоги круглого стола, Фагим-хазрат Шафиев предложил регулярно собираться за круглым столом с участием органов власти, мусульманского духовенства, национальной интеллигенции для более оперативного решения, в частности, духовно-культурных вопросов: «Только путем обмена и общения можно достичь движения вперед». Министр по национальной политике Анатолий Чушкин предложил подобные круглые столы организовывать в татарских селах, где на месте шел бы уже более предметный разговор.

Альбина Давыдова