В преддверии Чемпионата мира по футболу, который наша страна будет принимать в 2018 году, одним из актуальных и ведущих направлений строительства в Мордовии стало дорожное строительство. И это не странно, ведь в Саранске будут проходить матчи Чемпионата, поэтому кроме современного стадиона, строительство которого идет полным ходом, в столице республики активно ведется строительство новых и реконструкция старых дорог, чтобы спортсмены и болельщики со всего мира могли безо всяких сложностей добраться в любую точку города. Именно строительством дорог вот уже более 45 лет занимается главный инженер Саранского дорожного ремонтно-строительного управления (филиал ОАО «Мордовавтодор») Камиль Няимович Абляев. В этой организации он трудится уже 15 лет и всегда был на хорошем счету.
Камиль Няимович родился в селе Татарская Тавла Лямбирского района 24 июня 1950 года. Минувшим летом он отметил свое 65-летие. Очень тепло и трепетно Камиль Няимович рассказывает о своей семье:
- Отец, Няим Мухамеджанович, работал в колхозе завхозом. К сожалению, он прожил короткую жизнь, умер в 1967 году, в возрасте 37 лет. Мама, Сания Алиулловна, всю жизнь работала учителем начальных классов в Татарско-Тавлинской школе. Сейчас ей 87 лет. Всего нас у родителей было шестеро, сейчас осталось четверо: три брата и сестра, я – самый старший.
Будущий строитель учился в школе в родном селе, и после восьмого класса поступил в ГПТУ №1 в Саранске. После завершения учебы до службы в армии успел поработать слесарем на Ремзаводе. Отслужив положенный срок, устроился рабочим на стройку в ПМК-280 («Мордовсельстрой»), затем работал в ПМК «Мелиорация». На стройке работал практически на всех должностях, начиная от простого рабочего, заканчивая начальником РСУ.
Все этапы карьерного роста Камиля Няимовича прошла вместе с ним его супруга Надия Абидулловна, уроженка села Латышовка Кадошкинского района. Она, как и его мама, педагог по профессии. Сначала работала учителем в школе в Татарской Тавле, затем воспитателем в детском саду в Саранске, сейчас находится на заслуженном отдыхе.
Вместе они вырастили и воспитали двоих замечательных детей: дочь Римма работает в отделе кадров на кондитерской фабрике «Ламзурь», сын Ринат – частный предприниматель. Сейчас Надия Абидулловна и Камиль Няимович помогают им в воспитании четверых внуков: Булата и Айши, Дарины и Ренаты. Кстати, минувшим летом Дарина и Рената вошли в группу одаренных детей из Мордовии и были поощрены бесплатными путевками в Международный детский центр в «Артек» в Крыму. Видно, что Камиль Няимович – хороший дедушка, когда он говорит о своих внуках, в его глазах загорается искорка задора и гордость за их творческие и спортивные успехи.
Однако не стоит забывать и о том, что Камиль Няимович – профессионал своего дела. Он интересно рассказывает о том, какими проектами занимается их организация: что уже сделано, и что еще предстоит сделать:
- В этом году мы провели реконструкцию федеральной автодороги М5 «Урал», участки со 119 по 129 километр и со 152 по 164 километр. Сейчас завершаем подъезд к селу Козеевка Инсарского района. Это три километра дороги. Вообще сезон дорожных работ в связи с понижением температурного режима уже заканчивается. Конечно, мы пользуемся в своей работе новыми технологиями. Например, существуют такие химические вещества, которые  добавляются в асфальтобетонную смесь еще на этапе изготовления. Благодаря этому получается асфальт, устойчивый к низким температурам, что позволяет класть дорожное покрытие при температуре до 0°С. Кроме того, в последние годы в нашей работе применяется поверхностная обработка дорожного полотна – это технологический процесс устройства на дорожных покрытиях тонких слоев с целью обеспечить шероховатость, водонепроницаемость, износостойкость и плотность покрытий.
В связи с похолоданием сезон реконструкции дорог и дорожного строительства, конечно, заканчивается, однако это не означает, что дорожники Саранского ДРСУ будут сидеть до весны без работы. Теперь они вместе с Чамзинским и Дубенским ДРСУ будут заниматься зимним содержанием дороги Саранск-Сурское-Ульяновск протяженностью с 8 до 97 километра. В обязанности предприятия входит очистка дорожного полотна от снега и наледи, уборка снега, обработка пескосоляной смесью, чтобы не было гололеда. К сожалению, ямы на дорогах появляются и зимой, при острой необходимости делают заплатки так называемой «холодной» асфальтобетонной смесью, ее получают уже готовой от производителя, но закладывают по специальной технологии: сначала сушат яму и щебень, который засыпается под смесь, а уж затем делают «заплатку».
Всего в Саранском ДРСУ работают 69 человек, большинство из них, по словам Камиля Няимовича, ответственные, трудолюбивые люди, настоящие профессионалы. А как иначе, ведь им приходится работать на современной импортной технике. Например, фреза (снимает верхний слой старого покрытия), катки, асфальтоукладчики - немецкого производства и очень хорошего качества, остальная техника отечественная.
Особенно Камиль Няимович гордится работой, которая была проведена работниками ДРСУ в Саранске: это и капитальная реконструкция дороги по улице Коммунистической перед приездом Президента РФ В.В.Путина, и перестройка дорог по улицам Волгоградская, Осипенко, Гагарина, Невского, Титова, Старопосадской. Также они занимались строительством дороги в поселке Цыганский (Саранск) и селе Белозерье Ромодановского района.
На мой вопрос «Чем вы любите заниматься в свободное время?» Камиль Няимович ответил, что, к сожалению, свободного времени для увлечений у него нет, ведь летом надо быть на работе чуть ли не в шесть утра, а закончится рабочий день может и в десять вечера. Ведь сезон дорожных работ не такой длинный, а успеть, как правило, надо много. Да и усталость после такого трудового дня дает о себе знать. А вот его супруга Надия Абидулловна много лет занимается разведением цветов: весной и летом на приусадебном участке в родной Татарской Тавле, и круглогодично в городской квартире.
Уже сейчас готовятся проекты по реконструкции  старых и строительству новых дорог, ведь наша республики развивается, Саранск застраивается новыми кварталами, а вокруг жилых, спортивных и культурных объектов должна быть хорошая инфраструктура – а это, прежде всего, качественные дороги. Поэтому у таких профессионалов, как Камиль Няимович Абляев всегда будет много работы. Кстати, хотелось бы подчеркнуть, что его труд был оценен и на высшем уровне: Указом Главы РМ Камилю Няимовичу было присвоено почетное звание «Заслуженный строитель Республики Мордовия».

Эльвира Баляева