Казалась бы, истина проста и прозрачна: мордва, русские, татары много веков живут вместе, дружат, уважают и поддерживают друг друга – и никакой другой истины нет. Мне эта истина явила себя еще в раннем детстве на моей родине – где татарское село Акчеево и русское Кабаново в Ельниковском районе Мордовии были исторически единым поселением.
Современная история нашей межнациональной жизни именно такова – и потому нам нужно исходить из современной истории бытия наших народов. Из этого мы и исходим, а не из комплексов неполноценности каких-то отдельных людей, как-то причастных к общественной жизни и страдающих национализмом как, возможно, психическим недомоганием, не сумевших реализовать себя в общечеловеческой реальности, как, впрочем, и в самой национальной культуре. Именно люди, не сумевшие найти себя в позитивной, созидательной реальности братского бытия народов копаются в исторической грязи, сеют рознь между народами. И те политиканы, которые готовы в корыстных целях использовать этих «общественных деятелей», тоже опасные люди.
А особую опасность представляют в современном мире те люди, которые злобно действуют от имени человеколюбивого по сути своей ислама, якобы отстаивая его средневековую «чистоту». Но у России уже давно свой традиционный добрый и миролюбивый ислам. Какая может быть связь, например, между стариками-татарами – тружениками полей моей родины в Ельниковском районе, которые по праздникам ходят в мечеть или дома тихо перебирают четки, и между чудовищами ИГИЛ с арабского Востока? В моем краю русские и мордва с уважением относились и относятся к исламу, а мусульмане-татары – уважают православные традиции своих земляков. Мое детство, юность и зрелая жизнь в Мордовии подтверждают мою правоту: мы – едины здесь, мы призваны самой землей, чтобы жить здесь вместе, сохраняя родные языки и родные традиции, для чего республика создает все возможные условия.
Для нас истина и правда жизни – в современной реальности, а не в средневековых исторических дебрях. Хотя и в седые века люди умели уживаться друг с другом, потому и сохранили себя на одной земле. Националисты прежних «смутных» лет конца минувшего века уже вроде бы отвергнуты обществом, отброшены на обочину истории навсегда; а в центре истории находятся те, кто искренне выступает за межнациональное единство. Потому что нет у нас другого выбора, нет у нас другой правды. Но те одиозные персонажи рвутся из обочины, пытаются вновь вылезти, но уже не та эпоха на дворе, не смутное время. Тем не менее, и сегодня нужна общественная и политическая бдительность.
Нам история являет истину: у нас такая жизнь – многонационально единая – и только такая! И в этом наша историческая правота и сила…

Камиль Тангалычев