В вопросе о происхождении мишарей среди историков нет единой точки зрения. Одни считают предками мишарей половцев, другие – буртасов.  Существует точка зрения, согласно которой оба упомянутых этноса  участвовали в этногенезе  мишарей. Волжских булгар некоторые историки  также относят к числу предков мишарей. Есть и совсем экзотическая теория о происхождении мишарей от давно исчезнувшего мордовского племени мещера. Территория, на которой родилась новая нация, – это современная Мордовия, а также прилегающие районы соседних областей и Чувашии.
Время окончания формирования мишарей как этноса, по мнению  одних – конец 14 в., по мнению других – конец 16 в.
Не претендуя на истину в последней инстанции, мы хотели бы поделиться с читателями газеты «Юлдаш» своими соображениями  на этот счет. Во-первых, скорее всего, предки  мишарей – тюркоязычные народы. Во-вторых, они должны были постоянно проживать на территории образования нового этноса. И половцы, и булгары, и буртасы относились к тюркской группе.
Половцы – типичные кочевники, жители степей. Основное их занятие – кочевое скотоводство. В Золотой Орде они составляли большинство  населения. В наших краях отсутствуют условия для занятия кочевым скотоводством, поэтому массовый прилив степных кочевников в зону лесостепей маловероятен. Историк Л.Н. Гумилев считал, что кочевники  куда менее склонны к переселениям, чем земледельцы. Они не стремятся сменить  родину на чужбину без достаточных оснований. Другими словами, нужны какие-то особые причины для переселения. Такие особые обстоятельства  сложились в Орде в 14 в.
В сороковых годах того века в Орде разразилась самая страшная в истории человечества эпидемия чумы, повсеместно уносившая множество человеческих жизней. В 1357 году после смерти хана Джанибека в Орде  началась сплошная  череда кровавых  междоусобиц,  продолжавшаяся около 25 лет. Различные феодальные кланы боролись за власть, а страдало от этого,  как всегда, все население государства.
В конце 14 в. (1395-1396 г.г.) Золотая Орда подверглась нашествию войск среднеазиатского правителя Тимура. В ходе военных действий они буквально сравняли с землей все ее города, исключая, пожалуй, только Темников.
Все эти трагические события привели к оттоку населения Орды в более спокойные и безопасные окраины государства, в том числе и в наши края.  Некоторые знатные феодалы – беки стремились к независимости, создавая самостоятельные княжества. Например, Тагай обосновался в Наровчате; несколько позже Бехан основал Темниковское княжество. С этими военачальниками прибыли отряды воинов – половцев с семьями. В этих территориальных очагах половецкий компонент в этногенезе мишарей,   несомненно, играл большую роль.
Теперь оценим возможный вклад волжских булгар в этногенезе  мишарей.  Они проживали по берегам Камы и Средней Волги. Важнейшими  их занятиями были сельское хозяйство и торговля. Булгары не были  воинственным народом и, по словам Н.М.Карамзина, «не имели духа воинского». Их экспансия в западном направлении ограничивалась территорией современной Чувашии, народ которой считается потомками  булгар. Кроме языка между чувашами и мишарями мало общего. Поэтому булгарский компонент в этногенезе мишарей следует считать минимальным.
На наш взгляд основной вклад в зарождение нации мишарей, по крайней мере, в восточной части  Мордовии внесли буртасы. Изначально они расселялись на правобережье Волги, примерно от современного Ульяновска до Саратова и Волгограда. В середине 13 в. буртасы вместе с булгарами и другими народами были покорены монголами и находились в составе Золотой Орды. От булгар буртасы переняли ислам; возможно также, что буртасы стали мусульманами в начале 14 в., когда ордынский хан Узбек сделал ислам государственной религией. Буртасы вели оседлый образ жизни,  занимались земледелием, скотоводством, охотой, рыбными промыслами, бортничеством.
В 11 в. после прихода половцев в южнорусские степи буртасы под их давлением стали мигрировать на северо-запад, занимая территории в бассейнах рек Сура и Мокша, где проживали мордва. В некоторых случаях  мордва и буртасы размещались  в одних селениях. С этого периода буртасов можно считать постоянными жителями наших краев.
В середине 17 в. после построения Саранско-Атемарской сторожевой линии началась массовая  русская колонизация восточной части Мордовии.  Русские крестьяне основывали самостоятельные селения, а также  подселялись в мордовские, мордовско-буртасские деревни. Их численность постоянно увеличивалась и к началу 18 в., например, в Саранском уезде составляла более 80% всего населения. Это создавало условия для обрусения буртасов, а также мордвы. Существование буртасов в качестве самостоятельного этноса зависело теперь от многих факторов: от численности буртасов в полиэтнических деревнях, от наличия расположенных рядом буртасских селений и т.д. Громадную роль в этом плане играла христианизация мусульман-буртасов, а также языческой  мордвы, которая была проведена под давлением властей примерно в середине 18 в. В ряде случаев буртасы очень скоро ассимилировались русскими. В качестве примера можно привести село Пичеуры Чамзинского района. При проведении генеральной переписи мордвы Алатырского уезда в 1624 г.  здесь насчитывалось 6 дворов буртасов. Как следует из документа, буртасы проживали здесь  уже давно; позднее к ним подселились 5 дворов эрзян из расположенных рядом Старых Найман. Примерно со средины первой половины 18 в. здесь стали оседать беглые русские крепостные крестьяне. Между 1732 и 1736 гг. основная часть мордвы бежали из Пичеур «неведомо куды», и в конце 18 в. буртасов в Пичеурах насчитывалось свыше 60%. Несмотря на это, буртасы с течением времени обрусели.
Аналогичный случай зафиксирован в селе Чеберчино Дубенского района. И.Д.Воронин, ссылаясь на местного краеведа, писал, что в этом селе существовали три резко отличающиеся между собой общины: обрусевшая мордва, бывшие русские крепостные крестьяне и племя буртасов. В настоящее время, как известно, Чеберчино является русским селом.
Можно предположить, что в тех случаях, когда буртасы проживали отдельными деревнями, они сохраняли свою веру, язык и культуру и в какой-то период времени стали называться татарами-мишарями.

Геннадий Синицын, Михаил Синицын
Саранск
(Окончание в следующем номере)