Кажется, что до начала дачно-огородного сезона еще далеко, ведь на улице сугробы по колено и зима в самом разгаре, однако рачительные хозяева уже сейчас начинают задумываться о том, что будет расти на их приусадебном участке весной и летом. И тут возникло несколько вопросов. А много ли татар, которые по примеру своих родителей, бабушек и дедушек, продолжают возделывать землю, перешедшую им по наследству? Разводят ли живность в татарских селах и деревнях нашей республики? Не забросили ли татары Мордовии хозяйство на исконно родной земле? Но обо всем по порядку. Конечно, жители татарских сел продолжают вести хозяйство. Причем не только те, кто уже находится на заслуженном отдыхе или просто не работает, но и те, кто имеет постоянную работу. Да и, наверное, было бы странно, если бы человек, постоянно проживая в деревне, имея приусадебный участок, не посадил несколько грядок овощей для летнего салата и несколько соток картофеля на зиму. Одна моя знакомая, которая всю жизнь живет в деревне, говорит так: «Устала уже от огорода, но не могу не посадить овощи весной, стыдно, что соседи про меня подумают. Скажут – лентяйка! Зато осенью, когда урожай собираешь, гордишься, что не пошла на поводу у своей лени».День сельского жителя начинается намного раньше, чем у горожан, особенно летом, ведь кроме обязанностей, которые нужно выполнить на своем рабочем месте, необходимо ухаживать за личным огородом: прополоть, полить, взрыхлить, удобрить и многое другое. Хороший садовод-огородник уже в феврале начинает высаживать овощи на рассаду: огурцы, помидоры, болгарский перец, кабачки. К марту на подоконниках уже появляются первые всходы в деревянных ящичках. В последнее время татары в нашей республике, несмотря на не совсем подходящий климат, научились выращивать даже баклажаны, арбузы, дыни и виноград! Многие соседи, соревнуются, глядя друг на друга, кто экзотичнее овощ или фрукт вырастит.
Сразу в грунт в конце апреля – начале мая высевают морковь, свеклу, лук, редис, репу, редьку и многое другое. В первой половине мая традиционно сажают картофель. Кто-то трактором с сеялкой, кто-то выкапывает лунки под картошку лопатой, но есть еще люди, которые делают это по старинке: пахарь лошадью с сохой прокладывает борозду, в которую с определенным интервалом бросают картофель, проходя с сохой обратно, пахарь закрывает борозду землей. Вообще, выращивание картофеля в Мордовии – это, можно сказать, целый ритуал. Практически все, у кого есть хоть какой-то кусок земли, сажают картошку. Например, большой урожай «второго хлеба» собрали в минувшем году жители села Татарские Юнки Торбеевского района. Порадовал урожай картофеля и жителей села Тарханы Темниковского района.
Конечно, если человек живет в Саранске, то ездить в село или деревню, расположенные даже неподалеку от города, хоть на личном автомобиле, хоть на общественном транспорте, получается весьма накладно. Поэтому горожанам гораздо дешевле купить сезонные овощи на рынке у бабушек или в магазине у одного из крупных сельхозпроизводителей республики, чем постоянно ездить за город только для того, чтобы ухаживать за огородом.
Про животных в личных подсобных хозяйствах могу сказать однозначно, их стало гораздо меньше, и это видно безо всякой статистики. Например, в селе Пензятка Лямбирского района уже несколько лет не пасут стадо. В некоторых дворах живность, конечно, есть, но когда приезжаешь с детьми летом, чтобы купить свежее молоко, приходится вставать в очередь. Коров так мало, что всем желающим его просто не хватает. Лошадей в восточных районах республики вообще очень мало. Их разведением больше занимаются в западных районах Мордовии: Ельниковском, Темниковском, Торбеевском, Атюрьевском. Овцы и бараны раньше были в каждой татарской семье, даже самые малообеспеченные держали хотя бы 4-5 голов. Сейчас в деревнях и селах и этой живности немного. Большие отары овец, так же, как и табуны лошадей, держат, в основном, те, кто занимается их разведением для продажи, либо для мясного производства. Так же обстоят дела и с поголовьем коров. Например, в личном подсобном хозяйстве у Рясима Айсеевича Ишкинина из села Алтары Ромодановского района 30 коров, у его односельчанина Рясима Ряхмятулловича Айзатуллина – 14 коров.
С домашней птицей деление происходит по тому же географическому принципу. На востоке больше выращивают кур и индюшек, на западе – уток и гусей. Так, в селе Большой Шуструй Атюрьевского района минувшей осенью зарезали 1500 гусей, для себя и на продажу.
Вообще татары любят свою землю, особенно те, кто живет на земле и питается ее плодами. Что и скрывать, сельчане гораздо более трепетно относятся к родной земле, к природе. В последнее время, чтобы пустующие участки не зарастали бурьяном и сорной травой, их принято засевать горчицей. Кроме того, она удобряет почву и благодаря тонким длинным корням рыхлит ее. Поэтому поросшие травой по пояс участки можно встретить нечасто, да и то, только в том случае, если земля попросту брошена вместе с домом. Как правило, таких безхозных домов тем больше, чем дальше село расположено от Саранска.
Буквально некоторое время назад из сел и деревень, не только татарских, происходил отток молодежи, да и людей более взрослого поколения в города, в основном, в Саранск. Сейчас этот процесс обернулся вспять. Медленно, но верно люди возвращаются в родные места, там, где жили их деды и прадеды, родители. Мода на жизнь в деревне появилась не так давно, но даже молодежь, которая работает в Саранске, часто переезжает в пригородные села вместе с детьми не только на летний период, но и на постоянное место жительства. Дома растут как грибы, особенно там, где есть хорошая инфраструктура: дороги, газопровод, электричество. Например, в селе Тенишево Атюрьевского района сейчас проводят межевание земли под строительство новых домов. Сельчане, когда-то уехавшие в Москву, захотели иметь дома на малой родине. Некоторые из них восстанавливают родительские дома. В селе Белозерье Ромодановского района также ежегодно строятся новые дома. Там вообще естественный прирост населения вдвое больше, чем убыль.
Модным стало выращивать экологически чистые овощи и фрукты. Конечно, молодежь старается как можно меньше трудиться в огороде, который, как правило, невелик, однако желание быть ближе к корням, к родной земле уже говорит о многом.

Эльвира Баляева