С большим интересом прочитал ряд материалов, опубликованных в газете «Юлдаш» в разные годы об истории села Алтары ныне Ромодановского района Мордовии. Особое внимание привлекла публикация краеведа Наиля Исхакова «Еще одна история из Алтар, или кто такой Тимай-бай».
Когда речь идет об истории, рассказанной со слов людей, которые сами не были очевидцами исторических событий, а получили исторические воспоминания от предков в устной форме, почти неизбежны некоторые неточности и неверные интерпретации, заметные, если рассмотреть всю совокупность фактов. Я постараюсь в этой заметке устранить замеченные противоречия, опираясь на документально зафиксированные факты, опубликованные исторические исследования и ранее не известные свидетельства.
Начну с того, что исследуя в архиве дело о покупке водяной мельницы в с. Бештановка (ныне с. Заречное) Сенгилеевского уезда Симбирской губернии моим прадедом Алимом Юсуповым, я обнаружил, что прадед, о котором родственникам было известно только то, что он пришел в д. Старое Тимошкино семилетним сиротой откуда-то из-под Саранска, в списке участников торгов назван крестьянином д.Рейтаръ Кривозерьевской волости Саранского уезда Пензенской губернии. По воспоминаниям предков и книгам зареченского краеведа Александра Викторовича Уткина и крупнейшего исследователя деятельности Старотимошкинских фабрикантов Акчуриных, доктора исторических наук профессора Наиля Измайловича Таирова мне было известно, что прадед Алим Юсупов был доверенным лицом фабрикантов Акчуриных и руководил торфоразработками на Бутырском болоте в районе с.Калда.
Конечно же, меня заинтересовала возможность поиска его предков в д. Рейтаръ. Сотрудники Государственного архива Пензенской области нашли записи о семье Алима в Ревизских сказках по д. Рейтаръ за 1850 и 1858 годы. В те годы фамилии не знатных людей встречались редко, и отчества писались так, как в наши дни мы пишем фамилии. И после отмены крепостничества, когда многие отчества стали употребляться в качестве фамилии, отчество от фамилии по форме написания отличить было нельзя. Так Алим Юсупов означало «Алим, сын Юсупа». Еще одно важное замечание: в старину детям давали двойные имена, которые были неудобны в обыденной речи, поэтому позже обладатели таких имен часто упоминались по одному из них, чему есть множество подтверждений. В моей родне, например, Мухаммед-Зариф Мухаммед-Садыков (отчество) стал просто Зарифом Садыковым (фамилия). Мухаммадгариф Габдельлатыйпов (отчество) стал просто Арифом Латыповым (фамилия). Имя Юсуп имело тоже множество вариантов написания Юсуп, Юсуф, Юсиф, Юсип (так же как Иосиф, Осип, – варианты того же имени). Единственный подходящий под описание и возраст Алим в д. Рейтаръ был при рождении в 1845 году наречен Мухаммед-Алимом и родился он в семье Юсипа Невкаева. Найденный Мухаммед-Алим действительно по переписи 1858 года оказался 12-летним сиротой. В 1854-м году у него умирает старший брат, а в 1856-м – отец. В семье остались кроме него две сестры, 16 и 21 года. Видимо, кто-то из односельчан прихватил мальчика на заработки к симбирским купцам и фабрикантам Акчуриным, у которых с 1848 в д. Старое Тимошкино работала суконная мануфактура.
Другая линия предков со стороны моего отца – целая династия священнослужителей Булатовых. В поисках их родословной я запрашивал у Уфимских архивистов копии Ведомостей духовных лиц по д. Старое Тимошкино (ныне р. п. Старотимошкино Барышского района Ульяновской области). Запомнилась фамилия Альмяшев у одного из мулл, служившего во второй Соборной мечети д. Старое Тимошкино. В ревизских сказках служилых татар Старого Тимошкино такой фамилии я не встречал, зато теперь, в связи с родословной прадеда Алима, изучая историю с.Алтары по доступным в Интернете источникам, увидел, что в Алтарах было множество мулл и учителей Альмяшевых. Зная, что о муллах проще всего найти информацию в Ведомостях духовных лиц, запросил в Уфе поиск Альмяшевых по Ведомостям духовных лиц д.Рейтаръ. Найденная запись полностью подтвердила предположение: «имам, хатып и мюдаррис Юсуф Сейфуллин Альмяшев, служивший имамом с 30 апреля 1891 года переведен ко 2-й мечети д. Старо-Тимошкиной, Сенгилеевского уезда». А в Ведомости духовных лиц по д. Старотимошкино за 1911 г есть  запись, что в 1901 году имамом 2-й Соборной мечети д. Старотимошкино назначен Юсуф Сейфуллин Альмяшев.
В ЦГИА РБ есть также дело от июня 1888 года – «Дело по прошению Сейфуллова из д.Рейтор о проверке его знаний магометанской религии и присвоении духовного звания». В прошении имя просителя – МухаметЮсиф Сейфуллов. В деле есть «Протокол общества прихожан д. Рейтор с просьбой открыть в деревне училище и утвердить Сейфуллова в нем мударисом».
Итак, мы уже можем сделать вывод, что МухаметЮсиф или просто Юсиф, Юсуф – это имя, Сейфуллин, Сейфуллов, – отчество, а Альмяшев – фамилия. Это, в частности, опровергает сведения, что он был сыном купца Усмана.
Следующий вывод – Алим не случайно оказался в Старом Тимошкино. Акчурины, щедро жертвовавшие на строительство мечетей (не только в окрестных селах и городах, где у них были фабрики, но даже в Самаре) явно были хорошо осведомлены об ученом мулле из Рейтар. Видимо, работавшие у них односельчане Юсифа много рассказывали о том, что происходит у них на родине, чем заинтересовали Акчуриных.
Из книг профессора Н.И.Таирова («Акчурины») и А.И.Юсупова («Далекое и близкое») известно, что Тимай-баем в народе называли симбирского купца первой гильдии Тимербулата Курамшевича Акчурина (1835-1906).
Еще один вывод: мечеть, подаренная Юсифу за службу, могла быть подарена не ранее конца XIX века, а скорее всего – в начале XX в.
Далее о Ширингушах: там действительно была суконная фабрика, перепрофилированная из парусиновой. Но владели ей с 1764 года русские купцы: купец московского магистрата Серебрянников, его вдова, Авдотья Васильевна,  с 1790 года тамбовский первой гильдии купец И.С.Толмачев, а с 1815 и до революции 1917 года купцы фабриканты Суворовы. Не исключено, что крестьяне д.Рейтар работали и там тоже. Судя по биографии моего прадеда, работая по найму, они продолжали числиться крестьянами д.Рейтар. Возможно, Акчурины и имели какие-то дела с Суворовыми в Ширингушах. И крестьяне после отмены крепостничества были в определенной степени вольны в выборе места работы. Учитывая, что Акчурины оказывали определенную поддержку своим работникам, например, в голодные годы, работники-мусульмане вполне могли предпочесть работу у Акчуриных другим нанимателям. На фабрики Акчуриных ехали ткачи со всей России. В литературе упоминаются, например, московские ткачи.
Еще раз обратившись к книге Н.И.Таирова «Акчурины», обнаружил, что легенда о Юсифе также не прошла мимо внимания автора: «Другой мулла д. Старое Тимошкино – Юсуф Альмяшев родился в д. Рейтор Пензенской губернии (ныне Мордовия). Ему удалось получить мусульманское образование в Средней Азии. Вернувшись на родину, он стал муллой, одновременно вел преподавательскую деятельность. Одаренный проповедник был замечен Хасаном Тимербулатовичем Акчуриным и приглашен в д. Старое Тимошкино. С конца XIX в. до закрытия храма Юсуф Сейфуллович возглавлял вторую соборную мечеть д. Старое Тимошкино. Одновременно Юсуф хазрат возглавлял медресе «Талия» при мечети и преподавал в нем».
Профессор Наиль Таиров упоминает д. Рейтор еще и как родное село сына Юсуфа Сейфулловича, Хусаина Альмяшева, получившего при поддержке Акчуриных образование в Казани, в Стамбуле и в г. Троицк, Оренбургской губернии. Хусаин также начинал свою трудовую деятельность в 1919 году в селе Рейтор, но в том же году был переведен преподавать в школу первой ступени д. Старое Тимошкино.
Родоначальник династии фабрикантов Акчуриных Сафа Акчурин числился крестьянином деревни Алексеевка Сенгилеевского уезда Симбирской губернии. Но по одной из версий истории Старотимошкино, пересказанной на сайте поселка, Акчурин Шафига-ага с сыном Абдуллой приехал в Старотимошкино из Пензенской губернии и начал торговать иголками и нитками (галантерейными товарами). Кроме того, Н.И.Таиров в своей книге пишет, что Акчурины обеспечивали мытой шерстью предприятия многих регионов, в т.ч. и Пензенской губернии. Возможно, Акчуриных с Пензенской губернией связывали не только деловые, но и родственные связи.
В данной статье упоминаются разные варианты написания названия деревни согласно первоисточникам.

Артур Юсупов
г.Ульяновск