Воспитанию детей в татарских семьях всегда уделялось много внимания. Даже в многодетных семьях, где в силу занятости родители не могли заниматься детьми много времени, эти обязанности перепоручались старшим братьям и сестрам, а также бабушкам и дедушкам. Дети оставались на их попечении, особенно в деревнях, где бабушка ласкала, заботилась, прививала религиозные традиции, а дедушка учил ремеслам и всей мужской работе по хозяйству. Конечно, по типичным представлениям воспитанием детей в большинстве случаев занимаются женщины: мамы и бабушки, однако нельзя отрицать и тот факт, что хороший, влиятельный в семье дедушка (бабай, бабакай, как называют их в татарских селах Мордовии) может оказать значимое влияние на формирование характера и личности ребенка, особенно мальчика. Думаю, много лет назад, когда преобладали патриархальные семьи, роль мужчины: отца, деда в семье была больше и важнее. Но и сейчас, когда зачастую у родителей хватает времени лишь на выполнение своих основных родительских обязанностей, таких, как зарабатывание денег и обеспечение ребенка одеждой, едой и прочими благами, дедушка через игру, на которую у него, в отличие от мамы и папы, есть достаточно свободного времени, может передать ребенку важный жизненный опыт, знания и навыки.
К сожалению, многие из поколения нынешних 35-50-летних выросли без дедов, которые пропали без вести или погибли на полях сражений Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Я и сама практически не помню деда со стороны матери Атауллу Айнулловича Биккиняева, который вернулся с войны, но рано ушел из жизни из-за полученных в боях ранений и контузии. Сколько знаний и жизненного опыта могли бы они передать своим внукам, которых так и не увидели, не понянчили.
Конечно, большее влияние старшее поколение оказывает на детей в том случае, если две семьи проживают совместно. Как, например, в селе Верхний Пишляй Атюрьевского района. Ветеран совхозного производства, всю жизнь проработавший водителем, Арифулла Алимжанович Палютин и его супруга Бяхрухаять Хуснетдиновна живут вместе с семьей сына. Раис Арифуллович трудится главным агрономом на местном сельхозпредприятии, его жена Галия Исмаиловна – заместитель директора торгового предприятия ООО «Стрельниковское». Люди они очень занятые, поэтому огромную помощь в воспитании дочери Динары, которая в этом году окончила 9 класс, и шестиклассника сына Руслана им оказывают именно родители. Арифулла Алимжанович частенько отвозит внуков на машине в школу, которая расположена в соседнем селе. Да и для мальчика-подростка важно, чтобы рядом постоянно был дед, который может научить и любой мужской работе, и передать жизненную мудрость, накопленную десятилетиями. Кто как не дед, шофер с огромным стажем, научит Руслана водить машину и выполнять необходимый мелкий ремонт – возиться под капотом, кто покажет, как правильно забить гвоздь, и подскажет, какие слова можно сказать понравившейся девочке. Когда отец с утра до ночи в поле, хороший дедушка, каким является Арифулла Алимжанович, может не только заменить отца в моментах воспитания, но и передать бесценный жизненный опыт.
Но даже если бабушка и дедушка не живут вместе со своими детьми и внуками, они также могут заниматься их воспитанием. И лето как никогда подходящее для этого время. Ведь именно на летние каникулы родители отвозят своих чад подальше от пыльных, душных городов «на деревню к дедушке». В этот период старшее поколение может научить внучат стольким премудростям, что за целый год учебы в школе этому не научишься. Вот и к жителям Нижнего Пишляя Атюрьевского района Фяриту Алимжановичу и Сание Касимовне Вергасовым приехали внуки. Вергасовы вырастили и воспитали двух замечательных дочерей, теперь они живут и работают в Москве, а на летние месяцы подальше от московской суеты и смога привозят родителям своих малышей. Артур уже окончил второй класс, а Сабине всего три года. Заниматься такими маленькими детьми – большая ответственность, но Фярит Алимжанович и Сания Касимовна успешно с этим справляются. Лучше дедушки никто не расскажет малышке сказку на ночь, да и по ягоды-грибы веселее Артуру с дедом ходить. Да и колоритному татарскому языку, который в семье мальчика в Москве используется, к сожалению, очень мало, никто лучше деда не научит. Он и значение того или иного слова объяснит, и предмет, который обозначает это слово, в хозяйстве найдет и покажет.
В традиционных мусульманских татарских семьях детей именно бабушки и дедушки ориентируют на то, чтобы помогать старшим, приучают их к труду, учат уважать обычаи предков, религиозные традиции. Именно в селах, где раньше всегда жили большими, дружными семьями могут научить ребенка, который растет в семье один, не быть эгоистом, учат не влезать в разговор взрослых, не перебивать их.
Конечно, в воспитании мальчика большую роль играет отец, но в наши дни это сделать непросто. В условиях квартиры, где отец после рабочего дня отдыхает, лежа на диване и глядя в телевизор, мальчик не видит, что должен делать мужчина, как он трудится. Именно поэтому дедушка, живущий в деревне, научит внука что-то ремонтировать, строить и заниматься хозяйством, покажет, как управляться с лошадью, чем кормить телят и овец, как набрать воды в колодце и многому другому, чему не сможет научить отец в городе.
Конечно, никто не освобождает родителей от их прямых обязанностей по воспитанию детей, но не нужно пренебрегать и тем опытом, который передают им дедушки и бабушки, и нужно быть благодарным за их доброе, положительное влияние на детей, за то, чему они их учат.

Эльвира Баляева