За двадцать пять лет работы в Гостелерадиокомпании Мордовии мне пришлось побывать во всех районах республики, почти в каждом селе. Доводилось встречаться с людьми разных возрастов и профессий. Были это люди с своеобразными судьбами и увлечениями. Большинство уже забыты, но некоторые до сих пор не исчезают из памяти. К таким я уверенно отношу Абдуллу Ибрагимовича Кротова, который проживал в татарском селе Большая Поляна (Иса).
Летом 1995 года, в разгар уборки зерновых культур, находясь в командировке в Кадошкинском районе, я решил заехать в колхоз «Победа» - так называлось тогда коллективное хозяйство в селе Большая Поляна. Оно было одним из передовых в республике. В административном здании никого не было, кроме пожилого охранника. Он пояснил, что сотрудники бухгалтерии работают на току, а председатель колхоза в поле. Должен подъехать. Чтобы не искать его по полям, решил подождать в фойе правления колхоза. Рядышком присел и охранник. Я обратил внимание, что в его руке была своеобразная тросточка для незрячих. Познакомились. Он назвал себя Абдуллой. Уточнив отчество и фамилию, я поинтересовался, а почему у него такая трость. Собеседник без смущения ответил, что он с рождения слепой.
Меня потянуло на беседу с незрячим охранником. Абдулла Ибрагимович охотно включился в беседу, проявляя свою эрудицию.
Много интересного услышал я тогда от Кротова. Поскольку он инвалид с детства, получает пенсию. Проживает один, неподалеку. «Как же вы один обходитесь?» – спросил я. Он ответил: «Привык. Еще в юности, находясь в школе слепых в Ардатове, научился стирать, обед варить, дрова пилить и пахать. Мне сейчас помогают работники правления колхоза, топкой обеспечивают, продукты выделяют. Ведь с середины 50-х годов я охранником здесь работаю. Меня выручает слух, улавливаю любой шорох, многих по походке узнаю».
В детстве Абдулла рос без отца. Он  умер от тифа вскоре после его рождения. Со своими сверстниками парнишка не мог играть в уличные игры. Поэтому всегда находился возле взрослых, которые рассказывали друг другу об интересных событиях из истории села, пели грустные и веселые песни. Абдулла внимательно воспринимал услышанное, особенно песни, запоминал их. Музыка была особой радостью для мальчика. Благодаря исключительно хорошей памяти, значительно усилились и углубились его знания народных песен. Он совершенствовал, добавлял свое понимание, эмоционально и красиво исполнял их. Научился хорошо играть на баяне. Все это оказало большое влияние на формирование творческой личности Абдуллы Кротова.
Любовь к музыке и исполнительское мастерство помогли слепому Абдулле Кротову выдержать большие испытания в годы Великой Отечественной войны. В самом ее начале два старших брата погибли в боевых сражениях. С баяном Абдулла ездил в эшелонах с призывниками и с раненными солдатами, возвращающимися с фронтов на долечивание или комиссованными домой, играл на баяне, пел солдатские, народные русские и татарские песни. Доезжал до многих крупных городов страны, где на площадях и на базарах исполнял патриотические песни. Так он стал кормильцем матери и семей погибших братьев.
После войны, когда жизнь в стране стабилизировалась, Абдулла стал активно участвовать в сельской художественной самодеятельности, выезжал на районные и республиканские фестивали.
С 1956 года сотрудники Казанского института истории, языка и литературы начали собирать и изучать устное народное творчество татар, живущих за пределами Татарстана. Фольклорная экспедиция была организована и в Мордовию. Состоялась встреча и с Абдуллой Кротовым, которая превратилась в творческую дружбу ученых с исполнителем народных песен. В 1958 и 1960 годах Абдуллу Ибрагимовича приглашали и в Казань. Там его слушали ученые, писатели, композиторы. Они дали самую высокую оценку голосу и исполнительному мастерству, имея в виду песню как единство текста и напева.
В последнем репертуаре Кротова были представлены многие жанры музыкально-поэтического творчества татарского народа. Важное место занимают песни социально-бытового характера и любовно-лирические. Последние отличаются большой напевностью, мелодичностью, нежностью, социальной эмоциональностью. Его песни включены в ряд сборников татарского народного творчества. В 1969 году писатель Эдуард Касимов выпустил книгу о Кротове «Кояш көн дә чыга» («Солнце восходит каждый день»), по которой была подготовлена полуторачасовая радиопостановка артистами театра им. Камала. В 2005 году был выпущен диск–компакт с песнями из его репертуара. В том же году необычный музыкант, хранитель и исполнитель татарских народных песен Абдулла Ибрагимович Кротов ушел из жизни. Он внесен в Татарскую энциклопедию. В 2006 году вечер его памяти состоялся в Москве. А в 2010 году в Казани вышла книга «Халык җырчысы Абдулла Кротов» («Народный певец Абдулла Кротов»), фото из которой мы и публикуем.
В тот августовский день мне так и не представилась возможность встретиться с председателем колхоза «Победа». Но после беседы с Абдуллой Кротовым я и не жалею об этом. Встреча с Абдуллой абый была для меня важнее обычных ежедневных встреч, ибо беседа с ним расширила мой кругозор и обогатила восприятие судеб простых рядовых людей, окружающих нас.

Анатолий Давыдов,
член Союза журналистов России