В эти дни мне вспомнилось, что в центре Ашхабада стоял золоченый памятник Туркменбаши, вращающийся вслед за солнцем. Президент Сапармурат Ниязов был мудрым человеком, и он, должно быть, предвидел, что его книги со временем перестанут изучаться в школах, его портреты исчезнут с городских улиц и площадей, а его огромное изваяние однажды перестанет вращаться вслед за горячим туркменским солнцем. И оно перестало вращаться уже через полтора года с того времени, когда Ниязова не стало. Новые туркменские правители быстро убрали памятник Ниязову с центра Ашхабада. И это – нормально для современного мира, поскольку культ личности отдельно взятого правителя уже не вписывается в стилистику нынешнего дня. Культ личности Ниязова, возможно, был политически необходим на определенном этапе становления постсоветского туркменского государства. Ниязову было необходимо таким восточным способом удержать свою достаточно бедную нацию от гражданской войны и обеспечить элементарную стабильность в государстве. Но это было вчера.
А золоченое изваяние Туркменбаши мне вспомнилось, конечно же, потому, что сегодня, когда уже завершается второе десятилетие двадцать первого века, на глазах у всего цивилизованного мира такой культ создается, а точнее – укрепляется в Казахстане уже созданный культ Назарбаева. Нурсултан Назарбаев объявил о сложении с себя полномочий президента. И его преемник Касым-Жомарт Токаев, только вступив в должность, сразу же предложил переименовать столицу Казахстана Астану в город Нур-Султан. Парламент тут же в двух чтениях принял соответствующие поправки в конституцию. Затем президент принял окончательное решение: Астана стала Нур-Султаном. В самом городе прошли митинги против переименования столицы. Десятки недовольных были задержаны полицией. Кроме переименования города Астаны предусмотрено еще множество мероприятий: в центре столицы будет сооружен огромный памятник Назарбаеву, а в областных центрах именем Назарбаева будут названы основные улицы.
И это при том, что Нурсултан Назарбаев из большой политики никуда не уходит. Он сохранил за собой должность председателя Совета безопасности с широкими полномочиями, позволяющими влиять и на внутреннюю, и на внешнюю политику государства. Назарбаев также остается главой правящей партии «Нур Отан» и сохраняет звание Елбасы – лидера нации. К тому же его старшая дочь Дарига стала главой сената – верхней палаты казахстанского парламента, не исключено – будущим президентом.
Многие в мире иронизируют по поводу переименования казахстанской столицы. «Нурсултанизацией» не доволен и уроженец Казахстана Владимир Жириновский. Он писал в своем Telegram-канале: «Нурсултан Назарбаев должен остановить переименование городов и улиц в Казахстане. Даже Мао Цзэдун не догадался переименовать Пекин…». Но Елбасы хорошо знает, что делает. Как знал и Туркменбаши, который, правда, не назвал Ашхабад своим именем…

Камиль Тангалычев