Печальный процесс все-таки необратим: пустеющих деревень в России становится больше и больше. Только с карты даже небольшой по размерам Мордовии за последние десятилетия исчезли сотни населенных пунктов. Среди них немало и татарских сел и деревень, где когда-то бурлила татарская речь, звенели татарские песни, соблюдались татарские национальные традиции. Одна такая хорошо знакомая мне татарская деревня в Ельниковском районе – Старое Кадышево (Иске Кадеш). Сейчас на ее месте – густой лес. Сюда в свое время переселялись мокшане из ближних сел округи, породнились с татарами, выучили татарский язык. Я в юности еще застал этих людей – они прекрасно говорили по-татарски. Более того, мокшане говорили по-татарски звучно, «вкусно», с удовольствием. Вот она родная для всех земля. Вот они межнациональные отношения. Они в России замечательные. И этим сильна наша многонациональная и многоконфессиональная страна.
Но угасло Старое Кадышево. Сегодня говорят и так, что устарела сама такая форма бытия людей – как деревня, что люди стремятся в большие города, в «мегаполисы». Наверное, в значительной мере это и так. Но что же тогда – оставлять землю пустой, неприкаянной, заброшенной? Понятно, что все люди не могут и не должны оставаться в деревне. Но у тех людей, кто хотел бы там остаться, кто имеет к деревенскому бытию любовь и предрасположенность, должна быть такая возможность. Чтобы люди могли не отрываться от естественной для них среды, чтобы земля не пустовала. Пустая земля рождает только полынь, крапиву, лопухи и репейники, но не выдающихся ученых, писателей, врачей, но не культуру народа. Как будто бездна открывается там, где находились ныне угасшие деревни. Будто в бездну сползали они, угасая, будто в бездне исчезали. Кстати, красивые природные названия имели они. И люди, похожие на природу, в большинстве своем жили там – простые, доверчивые, открытые, добрые.
А ведь, наверное, еще в советское время можно было бы сохранить деревню, ту естественную среди людей, а не оставлять их среди бездорожья, на обочине «цивилизованного» мира. Это стало обижать людей, они стали чувствовать себя обделенными, второсортными на своей родной земле. И для них оставался один выход – покидать эту землю, увозить подальше от нее своих детей. А пустая земля на месте бывших деревень даже опасна по-своему. Духовно опасна. Будто агрессивно приближается эта пустота к нашему многолюдному городскому миру – и несет заброшенная, пустынная, обиженная земля бездуховность.
Но сегодня Россия старается наладить достойную жизнь и в своих селах. Развитию села много внимания уделяет наш Президент Владимир Владимирович Путин. Поэтому есть надежда, что наши села и деревни вновь заживут своей жизнью на лоне прекрасной природы, и там будет звучать речь – и татарская, и русская, и мордовская…

Камиль ТАНГАЛЫЧЕВ