28 мая историческую мечеть с. Татарский Умыс Кочкуровского района посетила экспедиционная группа Института языка, литературы и искусства им. Галимджана Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан.
Под руководством заведующего отделом народного творчества, кандидата филологических наук (специализация изучение фольклора) Ильмира Ильдаровича Ямалтдинова в Мордовию для сбора и изучения материалов устного народного творчества, письменного, художественного, музыкального наследия, языковых особенностей татарского народа прибыли старший научный сотрудник отдела ареальной лингвистики, кандидат филологических наук – диалектолог, лингвист Альфия Каримовна Булатова, ведущий научный сотрудник Центра письменного наследия, кандидат филологических наук (специализация изучение археографии) Лейля Шамиловна Гарипова, научный сотрудник отдела народного творчества, кандидат филологических наук (специализация изучение фольклора) Рузия Фагимовна Сафиуллина, научный сотрудник Центра письменного наследия (специализация изучение эпиграфики) Венер Мударисович Усманов и научный сотрудник Центра искусствоведения – музыковед Гульназ Гилфановна Гилемьянова.

Гостей в Татарском Умысе встретил полномочный представитель Центрального духовного управления мусульман России по Республике Мордовия Рафаэль-хазрат Манюров и актив местной мусульманской религиозной организации.
Научный сотрудник Центра письменного наследия Венер Мударисович Усманов, который специализируется на памятных плитах старинных захоронений, спросил, нет ли на сельском кладбище таких могил. Рафаэль-хазрат рассказал, что здесь похоронен «бани» - строитель, «карий» - чтец, «хафиз» - хранитель, знаток Корана наизусть, шейх Бадретдин Хабибулла улы Йаңлей, обретший святость при жизни, построивший в 1907 году за свой счет третью соборную мечеть села Татарский Умыс. Это ныне действующая мечеть, размещенная на месте второй соборной мечети села по ул. Московской.

Община не знала, где находилась могила шейха, и в этой связи была установлена табличка на ограде его супруги Биби Хадиджи дочери Тухватуллы. Биби Хадиджа была второй супругой шейха Бадретдина Хабибуллы улы Йаңлея, женщина была родом из Оренбурга. На ее могиле установлена надгробная плита, на которой указано, что она была заказана ее зятем в родном Оренбурге в 1908 году.Венер Усманов очень долго и тщательно исследовал территорию, прилегающую к могиле Биби Хадиджи дочери Тухватуллы, и вскоре чуть больше, чем в трех метрах от нее в плодородном слое земли на неглубоком залегании обнаружил памятную плиту.На обнаруженной плите высечено: «Да озарит свет Аллаха землю (могилу) этого шейха, самого образованного чтеца, хранителя Корана - хафиза Бадр ад-Дина сына Хабибуллы сына Яңли, он был похоронен в 1922 году, 17 декабря, возраст 75 лет».По мнению Венера Мударисовича, памятная плита была изготовлена в Казани. Она представляет интерес и ценность с исторической точки зрения.Отметим, что шейх Бадретдин Хабибулла улы Йаңлей имел принадлежность к одной из суфийских школ. Слово «шейх» (буквально «старец, старейшина») является непременным атрибутом имен влиятельных деятелей исламского мира. Шейхами именуются вожди арабских племен, крупные религиозные авторитеты, наставники, учителя.
«Салихом» – святым он остается в памяти народа, так как его молитвы принимались Аллахом, и его современники были этому свидетелями.«Бани», «карий», «хафиз», «салих» - все это куньи, части арабского имени, содержащие похвальные качества и другую информацию о человеке.К сожалению, памятная плита шейха была обнаружена разбитой на две части, поэтому мусульманской общине Татарского Умыса предстоит произвести реставрационные мероприятия для ее восстановления, а также благоустройство могилы Бадретдина Хабибуллы улы Йаңлея.Члены экспедиционной группы из Татарстана успешно осуществили все запланированные мероприятия и в завершение подарили ценные книги для сельской библиотеки, которая будет размещена в местном Доме культуры.Действующая мечеть села Татарский Умыс, построенная на средства шейха Бадретдина Хабибуллы улы Йаңлея, сохранилась благодаря тому, что в 1928 году при образовании Кочкуровского района Мордовской АССР здание мечети было конфисковано советской властью и передано МТС (машинно-тракторной станции). Здание было полностью разобрано и перенесено на территорию МТС. Впоследствии это здание стало принадлежать Качелайскому профессионально-техническому училищу №11, учреждение использовало здание мечети в качестве бухгалтерии и конторы СПТУ.В 1992 году на основании Указа Президента РСФСР Б.Н.Ельцина и на основании Указа Президента Мордовской АССР В.Д.Гуслянникова здание было передано религиозной группе села Татарский Умыс.С 1993 по 1997 годы здание снова было разобрано и возвращено в Татарский Умыс на место второй соборной мечети села. В 2006 году фасадная часть здания мечети была облицована кирпичом, возведен кирпичный минарет вместо деревянного. В 2021 году был произведен капитальный ремонт внутренних помещений мечети.На сегодняшний день от здания мечети, возведенной в 1907 году на средства хафиза Корана Бадретдина Хабибуллы улы, сохранился сосновый сруб и потолочина. Здание мечети не было внесено в реестр объектов культурного наследия, благодаря этому местная мусульманская религиозная организация с. Татарский Умыс Кочкуровского района Мордовии при Центральном духовном управлении мусульман России смогла произвести ремонтные работы.

Подготовила Эльвира БАЛЯЕВА