2023 год  в нашей стране посвящен педагогам и наставникам, это признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. Безусловно, профессия учителя имеет высокую социальную значимость. С учителями мы встречаемся в детстве, и они ведут нас все одиннадцать школьных лет.  
Галия Хайдаровна Ларина – учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №1» города Рузаевки, заместитель директора по методической работе. В эту школу она пришла молодым специалистом, и сейчас ее педагогический стаж без малого 30 лет.   Галия Хайдаровна Ларина родилась и выросла в селе Татарская Пишля Рузаевского района. Она закончила городскую среднюю общеобразовательную школу №10 и поступила в Мордовский государственный педагогический институт (сейчас университет) имени М.Е.Евсевьева на специальность «Педагогика и методика начального обучения с дополнительной специальностью музыка».
- Почему выбрала профессию учителя? Я помню свою первую учительницу Любовь Андреевну Учайкину. Видимо, ее уроки, ее отношение к ученикам  впечатлили меня настолько, что уже в младших классах видела себя в будущем только педагогом. Спасибо ей за это. И мыслей других не было по поводу другой профессии. А родители меня поддержали в моем выборе. Они к педагогике никакого отношения не имеют, мама, ее уже нет с нами, была контролером в энергонадзоре, а папа всю жизнь проработал в вагонном депо станции Рузаевка.
Добавим, что и сестра Галии Хайдаровны посвятила себя педагогике: она работает педагогом-психологом в одной из школ Рузаевки.
В детстве Галия Ларина с желанием посещала занятия в музыкальной школе, куда она сама себя записала.
- К нам в школу пришли агитировать из «музыкалки», меня это заинтересовало, и я написала заявление на отделение по классу фортепьяно. Родители узнали об этом спустя время, - рассказывает Галия Хайдаровна. – Пока у нас дома не появилось пианино, я бегала в музыкальную школу, чтобы сделать домашнее задание, музицировать. Потом мы купили пианино, и я с еще большим удовольствием занималась музыкой. Отучилась я в музыкальной школе семь лет, закончила ее. Музыкальное образование помогло мне и при поступлении в пединститут, где была музыка дополнительной специальностью.
После окончания вуза в 1994 году Галия Хайдаровна Ларина пришла работать в тогда еще 15-ю школу Рузаевки (сейчас гимназия №1), ее еще называли железнодорожной, так как она относилась к Куйбышевской железной дороге.  
- Год я проработала  в группе продленного дня в этой же школе, потом получила классное руководство у самых младших, - говорит Галия Ларина. -  Первое сентября, я – молодая учительница, нарядные дети, волнующиеся родители. Конечно, у меня тоже было волнение, переживания, как все будет. И вот почти 30 лет я в школе и никогда не пожалела о выбранной когда-то сфере деятельности. Даже не представляю себя в какой-то другой профессии. Дети всегда остаются детьми – и пошалят, и посекретничают со мной. Я люблю работать со своими учениками. Пришла я в школу в середине 90-х годов прошлого века. То десятилетие было сложным, но дети в то время больше гуляли на улице, еще играли в подвижные игры – помню их прыгалки, скакалки, могу сказать, что и читали больше. Плохо то, что сейчас дети почти не играют в подвижные игры, у них вообще мало активности. А тогда все любили собирать вкладыши от жевательной резинки, началось увлечение компьютерными играми. А потом пошли телефоны. Я помню первые телефоны моих учеников, с которыми они приходили в школу – такие громадные.  Они и для взрослых были в новинку, не говоря о детях. А сейчас, считаю, у детей широкий доступ к информации благодаря интернету, больше возможностей для своего развития, у них шире кругозор. И задача взрослых – родителей, учителей – научить ребенка  правильно пользоваться этой информацией, отсеивать ненужные знания. Да и в первый класс сейчас дети в основном идут  более подготовленные, умеют читать, а часто и писать. И думаем, что ребенок готов к школе. Несмотря на навыки и умения первоклассника, мы также ставим руку, ставим письмо, учим правильно писать палочки-крючочки, чтобы закрепились основы хорошего почерка и во многом грамотности.  Для любого учителя достижения – это успехи его учеников. Сделать их всех отличниками не главное в моей работе. Важно другое – воспитать в них личности, чтобы они выросли достойными гражданами. Ведь задача учителя не только учить, но и быть наставником и на уроке и после уроков, донести, что такое хорошо и что такое плохо. Об этом говорили на уроках 20-30 лет назад, говорим и сейчас.
За эти годы у Галии Хайдаровны Лариной было много выпусков из начальной школы. Сейчас ее выпускники давно сами родители и их дети – ученики Галии Хайдаровны. А немало ее бывших учеников выбрали педагогическую стезю и работают в школе. Как она говорит: «Может, я для кого-то была примером в выборе профессии, как для меня Любовь Андреевна Учайкина».
После работы Галия Хайдаровна спешит домой, и свободное время она, конечно, посвящает семье. Буквально на днях ее внучке исполнилось 10 лет. Галия Хайдаровна живет в частном доме, поэтому летнее увлечение – это цветы, огород. А зимой – чтение хорошей книги.
- Рузаевская гимназия № 1, в которой я работаю, одна из сильнейших школ города, - говорит Галия Ларина. – У нас сложился прекрасный и сильный педагогический коллектив во главе с директором Риммой Анатольевной Варюхиной. За эти годы гимназия стала для меня родной.

Альбина ДАВЫДОВА