Учитель Ришат Максиняев: «Увлечь чтением можно своим примером»
Ришат Ильдарович Максиняев – учитель русского языка и литературы в одной из самых современных школ Саранска и Мордовии - Центр образования №15 «Высота» имени Героя Советского Союза М.П. Девятаева. В педагогической сфере Ришат Максиняев работает с 2014 года. Раньше он вел занятия по своим предметам в 5-9-х классах, сейчас в 8-9-х классах.
Недавно он стал призером республиканского конкурса «Новое в образовании-2024», участвовал в профессиональном конкурсе «Флагманы образования».
- Он был нацелен на развитие не только педагогических, но и управленческих компетенций, на работу в команде. Однако главным в этом конкурсе было общение с коллегами, праздничная атмосфера и положительные эмоции, - рассказывает Ришат Максиняев.
- Ришат Ильдарович Максиняев в нашей школе работает не так давно, но зарекомендовал себя только с положительной стороны, - говорит директор Центра образования № 15 «Высота» имени Героя Советского Союза М.П.Девятаева Ирина Валерьевна Ванисова. – Он грамотный специалист, находит контакт с детьми, сам готов развиваться. С этого учебного года возглавил методическое объединение учителей гуманитарных предметов, занимается с педагогами методическими разработками.
Статистика говорит, что учителей-женщин в нашей стране в восемь раз больше, чем мужчин. Причин, почему так сложилось, немало.
- Ришат Ильдарович, почему вы выбрали профессию педагога? Что повлияло на ваш выбор?
- Филологическое образование рассматривал в качестве сферы человеческой деятельности, которая мне наиболее близка по складу ума, по мировоззрению. Поэтому, можно сказать, что целенаправленно профессию педагога не выбирал. В старших классах появился более осознанный интерес к литературе и литературному творчеству, другим гуманитарным наукам – истории, географии.
Я учился в Алтарской средней школе Ромодановского района, в Ромодановской средней школе №2. В школе мы изучали также родной татарский язык и литературу, что считаю очень важным для двуязычного человека, которому необходимы познания не только общекультурные российские, но и национальные. Потом закончил филологический факультет Мордовского госуниверситета имени Н.П.Огарева.
- Ришат Ильдарович, какие они – ваши ученики?
- Одним словом охарактеризовать всех моих учеников невозможно. Любой в отдельности взятый класс – это отражение общества. А общество объединяет людей разного социального и культурного уровня. Людей с разными запросами и культурными установками, разных интересов и устремлений. Среди них есть учащиеся мотивированные и немотивированные. Поэтому встречаются дети, которые читают много, с развитой речью и кругозором, отличники. Учеба для таких ребят – это важная часть жизни и социализации. А есть те, которые не рассматривают школу как важное для них место, не стремятся к получению знаний, проявляют инертность. Но в целом все дети нашей школы талантливы. Кто-то проявляет себя в учебе, в олимпиадах и конкурсах. Кто-то в мероприятиях творческого характера, в рамках дополнительного образования. А кто-то в спорте.
- Сейчас мы все, и дети, и взрослые, так или иначе связаны с соцсетями, некоторые буквально «живут» в них. Как вы считаете, влияет ли это обстоятельство на изучение русского языка учащимися в школе?
- Мы свидетели того, как цифровизация все больше захватывает общество, социальные институты, государство. Но пока не можем точно сказать, хорошо это или плохо. Однако привычка писать короткими фразами, как это практикуется в мессенджерах, вряд ли способствует развитию мышления и элементарной грамотности. Погруженность детей и взрослых в социальные сети и компьютерные игры не развивает мозг. Человеческому мозгу необходима более сложноорганизованная система – пища для ума. Как физкультура для тела. Эта система – основа всех гуманитарных и естественных наук – текст. А текст – это часть культуры. В нем зашифрована вся необходимая информация, которая делает человека человеком, которая транслирует необходимые эталоны, традиционные ценности и научные знания.
- Ришат Ильдарович, а как увлечь чтением нынешних школьников? Почему-то считается, что сейчас дети не читают книг. Они читают, но не всегда «классику», а выбирают более «легкую» для восприятия литературу. А вы сами читаете книги?
- Увлечь чтением современных детей можно лишь собственным примером, собственной увлеченностью литературой и наукой. Дети чувствуют искренность и неискренность педагога. Но одного учителя в школе мало для достижения этой цели. Если ребенок дома видит читающего родителя с книгой в руке, а не с гаджетом, то такой пример может способствовать желанию ребенка читать. Все дело в благоприятной воспитывающей образовательной среде. Сюда входит школа, кружки, секции, семья, дружеский круг общения. Даже наличие хорошей библиотеки дома. Если ребенок живет в среде, где нет интеллектуальных (научных) и литературно-художественных тем в процессе общения и обучения, то где же у него возьмется желание много читать?
К сожалению, времени у меня на чтение остается не так много. Однако я читаю разную литературу – по специальности и не только. Параллельно разные книги – художественные и научные. Как правило, это перечитывание классики, профессиональная литература, дополнительная научная литература, а также, по возможности, современная русская литература. И чтение я всегда воспринимал как неформальное образование, которым должен заниматься каждый педагог.
- Ришат Ильдарович, как вы считаете, к чему должен стремиться современный учитель?
- Современный учитель должен работать с искренним отношением к детям, быть строгим, но одновременно любить детей и свою профессию. Учитель – это одна из других многочисленных профессий. Как-то особо выделять ее среди остальных не считаю верным. Однако прислушиваться государству и депутатам к мнению и запросам педагогического сообщества стоит всегда, поскольку именно школа и отдельно взятый педагог формируют и видят картину будущего российского общества.
Подготовила Альбина ДАВЫДОВА