Центр дополнительного образования «Юнитэр» в Рузаевке пользуется большой популярностью среди детей и подростков, которые могут в этом учреждении находить себе занятие по душе – начиная от лепки и танцев до конструирования роботов и 3d моделирования.  «Юнитэр» и его воспитанники – постоянные участники и победители  республиканских и всероссийских конкурсов, а также становятся обладателями грантов, в том числе  Главы республики. Руководит центром Наталья Анатольевна Бурдинова.

Преподаватели ЮНИТЭРа не раз доказывали свой высокий профессионализм победами воспитанников.  В начале 2019 года на республиканском конкурсе профессионального мастерства «ИдеяПроф» победителем стал педагог дополнительного образования Центра Гизар Фагимович Садыков. Также он признан лучшим руководителем творческого объединения технической направленности на инновационном молодежном конвенте Мордовии. С 1986 года его работа связана с дополнительным образованием детей, а с 2011 года Гизар Фагимович руководит кружком робототехники.
Он рассказывает, что его родители работали на передвижной механизированной станции – ремонтировали  железную дорогу по стране. Может быть, поэтому у Садыкова с детства был интерес к естественно-техническим наукам. Родители в середине 60-х годов осели в Рузаевке. Гизар Садыков окончил физико-математический факультет Мордовского педагогического института,  два года он проработал учителем в школе.
- Каждый год мы представляем на конкурсах не менее 4-5 проектов по научно-техническому творчеству, - продолжает педагог. – Что-то предлагаю я сделать, что-то хотят сами ребята, потому что вокруг себя они черпают множество идей.  Надо ставить цель – что мы хотим в конечном итоге от этого робота? Затем составляем план решения задачи.  Причем мальчишки хотят довести сами поставленную задачу до конца.
Да, в кружок робототехники и девочки приходят, посетят несколько занятий и уходят. Гизар Садыков рассказывает, с каким удовольствием увлеченные техникой дети занимаются у него на занятиях. И что немаловажно – в большинстве своем они хорошо учатся и в общеобразовательной школе. Мальчишек интересует процесс конструирования, им нравится изобретать, придумывать. Как считает Гизар Фагимович, особенно простор фантазии у воспитанников проявляется при работе над лего-роботами.
И Гизар Фагимович называет лишь несколько работ, которые воплотили дети под его руководством за последнее время: робот для выпекания блинов, робот-гимнаст, робот для сбивания сосулек с крыши, робот-медсестра. О последнем изобретении Гизар Фагимович разъясняет: «Робот-медсестра автоматизированно может выдавать по определенному графику при нажатии кнопки таблетку, микстуру каплями, сок. Требуется  лишь зарядить этого робота лекарствами. Умная машина  не понимает речь. Но в случае опасности для человека при громком звуке в помещении через подключенный микрофон подается сигнал тревоги. Ученик пятого класса Андрей Бодров создал робота, который проверяет знания учащихся: одна программа – по правилам дорожного движения, вторая программа – для игры «Кто хочет стать миллионером».
Еще одно изобретение воспитанника Гизара Садыкова пятиклассника Захара Овчинникова – роботизированная туалетная комната. Идеей для ее разработки послужило подобное помещение в Технопарке Саранска.
- Например, дверь в туалетную комнату открывается по датчику, включается свет, срабатывает дезодорант, срабатывает слив воды в унитазе, руки под кран – включается вода для мытья, - говорит Гизар Фагимович. – И здесь вопрос не только личной гигиены: таким туалетом было бы удобно пользоваться людям с ограниченными возможностями.
Гизар Фагимович гордится успехами воспитанников, один из которых – Даниил Кисаров – недавно стал победителем республиканского конкурса научно-технического творчества и получил премию Главы Мордовии.
- Для меня как для педагога отрадный факт, что занятия в кружке повлияли на профориентацию ребят, - говорит Гизар Фагимович Садыков. – Например, Даниил Недайборщ учится профессии программирования в Санкт-Петербурге, Дмитрий Ерофеев – в горном институте, Марат Садыков, Даниил Попков, Никита Огурцов получают высшее образование, связанное с информатикой.   
По мнению Гизара Садыкова, самый оптимальный возраст начать заниматься в кружке робототехники – 9-10 лет.
- Можно, конечно, и первокласснику прийти, но для создания даже самой простой роботизированной игрушки нужно понимание и осмысление некоторых физических явлений, математические знания, - говорит Гизар Фагимович. – Например, закон сообщающихся сосудов изучают в курсе физики. Поэтому младшекласснику приходится наглядно объяснять простым языком. Техническое творчество – это всегда освоение и смежных областей наук: где-то напильником надо поработать, где-то паяльником, где-то отверткой и молотком. К тому же, дети учатся правильно оформлять проекты, готовить презентации, снимают о своих работах короткие видеофильмы. Учатся выступать на публике со своими роботами, значит, развивают речь, преодолевают скованность. Это тоже важно.
Одна из побед «Юнитэра» – в конце 2016 года грант Главы республики за победу в конкурсе среди учреждений дополнительного образования.  На премию в 500 тысяч рублей было приобретено различное оборудование и приборы для технических кружков. Например, комплекты робототехники были приобретены для кружков «Легороботы» и «Легороботы-конструирование».
- Оборудование, с которым мы работаем, физически изнашивается. Изнашивается пластмасса, так как от многократного использования она рассыпается. А мы используем некоторые крепежные детали толщиной всего 0,4 миллиметра, - рассказывает Гизар Фагимович Садыков. – Бывает, электроника начинает отказывать. Но у детей я вижу большой интерес к технике. Так что с нетерпением ждем в Рузаевке детского кванториума, который должен открыться в этом году.


Альбина Давыдова