Рушан Ринадович Кадикин работает педагогом дополнительного образования в республиканском лицее для одаренных детей: ведет занятия в клубе технического творчества «Левша». Недавно один из его учеников  Антон Трошин представил на заседании коллегии Министерства образования Мордовии принтер, печатающий шрифтом Брайля, которым пользуются незрячие и слабовидящие люди. Это устройство тогда увидел и оценил Глава республики Артём Алексеевич Здунов, который сказал, что этот проект уже сейчас готов к выпуску в производство, и посоветовал подавать заявку на получение гранта от Фонда развития инноваций по программе «Умник». Отметим, что эту конструкцию Антон создал под руководством Рушана Кадикина. Но обо всем по порядку. - Интерес и любовь к технике у меня еще с детства, - рассказывает Рушан Ринадович Кадикин. - С детсадовского возраста я любил ремонтировать игрушки, по-своему «исследовал» предметы с электронной начинкой, ковырялся в телевизорах. Весь отцовский инструмент таскал себе и пользовался им. А отец у меня мастеровитый: если что-то нужно починить, все сделает сам. Поэтому, наверное, любовь к технике мне передалась от него. Я с удовольствием собирал конструкторы, особенно нравились наборы с различными железными деталями, из которых можно было сделать модели техники и транспорта. Могу сказать, что в поле зрения попадало все, что связано с техникой и электротехникой.
Будучи в начальных классах, Рушан пробовал заниматься и радиолюбительством в радиоклубе на базе ДОСААФ.
- Ты получаешь свой позывной и можно общаться, выходить на связь со всем миром, - продолжает  Рушан Кадикин. – Это здорово, когда ты приветствуешь незнакомого человека: «Привет, как дела?», а тебе отвечает радиолюбитель из Германии, например. Правда, сейчас, в век интернета, такое увлечение не особо актуально.
После окончания саранской средней школы №11 Рушан получил высшее образование, став дипломированным программистом. Хотя признается, что по призванию он больше инженер. После вуза Кадикин занимался предпринимательской деятельностью и вовсе не думал о педагогической сфере. Как говорит, в профессию учителя его привел ученик.
- В Республиканском молодежном центре, в клубе «Юные Кулибины», вместе с одним из воспитанников Альбертом Тажигуловым (на нижнем фото) мы сконструировали протез руки, пальцы которой показывали буквы русского алфавита при преобразовании печатного текста в жестовую речь, - рассказывает Рушан Кадикин. – Его мы представили на престижном конкурсе в Санкт-Петербурге в рамках проекта «Сурдопереводчик». Устройство получило высокую оценку, получили призовое место. А потом мне позвонили из республиканского лицея для одаренных детей, в котором учился Альберт, и предложили стать педагогом дополнительного образования в их учебном заведении. И, говоря молодежным языком, меня эта тема «зацепила». Робототехника интересна для меня, интересна для подростков. Тем более, всерьез увлеченные дети с теми ресурсами, с той информацией, которые есть в свободном доступе, могут делать по-настоящему крутые вещи. А робототехника сочетает в себе науку, инженерное дело, математику и технологию. В клубе технического творчества «Левша» мы занимаемся инженерно-техническими проектами, с которыми далее участвуем в научных форумах, инженерных конкурсах. Приятно, когда твои воспитанники занимают в них высокие места. Хочется отметить успехи Антона Трошина, который поступил учиться в ЦОД из Ардатова, Сергея Тундыкова и Глеба Куслина из Саранска.
И сейчас Кадикин вместе с одним из участников клуба «Левша» готовится ехать в Тамбов на I Всероссийский конкурс-олимпиаду «Таланты умного города». Так что некоторым учащимся даже в школьные каникулы пока не до отдыха от учебы.
Сам Рушан Кадикин вспоминает, как в старших классах, пройдя республиканский отбор, должен был поехать на Всероссийскую олимпиаду по технологии. Но буквально за неделю до поездки погиб его учитель.
- Я никуда не поехал, но желание выиграть олимпиаду у меня осталось.  И оно исполнилось спустя десять лет, когда мой ученик стал победителем Всероссийской олимпиады по технологии, - рассказывает Рушан Ринадович.
И его работа в педагогике отмечена наградами – Благодарностью Правительства Мордовии, Почетной грамотой Министерства образования Мордовии.
У себя дома, как он признается, не обходится без устройств, упрощающих повседневную жизнь.
- Например, создаю систему «Умный дом». Это значит, что управляю всеми лампочками, розетками, бытовой кухонной техникой при помощи голоса, пульта управления, - говорит Рушан Кадикин. - Такие технологии существуют давно и успешно применяются людьми. Происходит так. Говорю: «включи чайник», «включи свет», «включи вентилятор». И также обратные команды «выключить». В процессе - подключение  воды к «Умному дому»: кран должен сам открываться, а вода набираться в ванну, например, к определенному времени. При установке системы что-то из готовых модулей монтирую, что-то покупаю.
В свободное время Рушан приходит в конный клуб.
- Люблю ездить верхом. Лошади невероятные животные, которые успокаивают и дарят хорошее настроение. Ведь не зря же существует иппотерапия, которая помогает при лечении детей. Еще одно мое увлечение – волонтерство. Я помогаю бездомным кошкам, лечу их, потом пристраиваю в хорошие руки. Люблю спорт. Одно время занимался воркаутом. Это тренировки на уличных спортивных площадках – на турниках, брусьях, шведских стенках.

Альбина ДАВЫДОВА